С докладами выступили министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, акимы Алматинской области — Канат Бозумбаев, Жамбылской — Нуржан Нуржигитов, Атырауской — Серик Шапкенов.
Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. Ускенбаев, общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 96 тыс. км. из них 25 тыс. км – это дороги республиканского значения, 71 тыс.км – областного и районного значения.
Главными задачами автодорожной отрасли являются:
Первое. Повышение транспортно - транзитного потенциала.
Второе. Обеспечение внутренней транспортной связанности регионов с центром.
До 2025 года планируется доведение доли дорог республиканского значения в нормативное состояние до 100%, местной сети до 95%.
«Реализация задачи по повышению транспортно-транзитного потенциала обеспечивается через модернизацию восьми автомобильных транзитных коридоров. В целом, все коридоры функционируют в полную мощность. По отдельным участкам ведется реконструкция с повышением пропускной способности», — сказал К. Ускенбаев.
Первый коридор, это «Западная Европа – Западный Китай», протяженностью 2 747 км.
По словам министра, данный коридор обеспечивает транзитный поток с Китая через Казахстан, Россию и далее на Европу, а также в страны Средней Азии, в частности на Узбекистан, Кыргызстан и обратно. Полная реконструкция коридора проведена в период с 2009 по 2017 гг.
«В связи с приростом транспортных потоков в период с 2023 по 2030 годы мы планируем поэтапный перевод участка от г. Кызылорда до гр. РФ (Мартук), протяженностью 1 363 км в I техническую категорию», — сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития.
Второй коридор, это «Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск – граница РФ на Курган», протяженностью 1868 км.
Данный коридор обеспечивает транзитный поток со странами Средней Азии через Казахстан, Россию и далее на Европу. При этом, часть транзита приходится со стороны Китая.
В 2017 году завершена реконструкция участка «Караганда – Нур-Султан – Петропавловск» протяженностью 863 км. По участку «Петропавловск – гр. РФ на Курган», протяженностью 60 км, завершение работ запланировано на 2023 год.
В 2023 году будет завершена реконструкция участка «Алматы – Караганда» с переводом на I техническую категорию.
Третий коридор, это «Нур-Султан – Костанай – гр. РФ на Челябинск», протяженностью 860 км.
Данный коридор, аналогично обеспечивает транзитный поток со стран Средней Азии через Казахстан, Россию и далее на Европу
«Данный участок реконструирован в 2013 году, однако в связи с увеличением интенсивности движения до 2030 года планируется участок «Нур-Султан – Костанай – гр РФ на Челябинск» перевести на I техническую категорию», — объяснил глава ведомства.
Четвертый коридор, это «гр. КНР – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – гр. РФ на Омск», протяженностью 1 116 км.
Данный коридор является одним из основных маршрутов восточного региона, по которому транзит направляется с Китая через территории Казахстана, России и далее на Европу.
Вместе с тем, в 2016 году завершена реконструкция участка «Калбатау – Павлодар – гр. РФ на Омск» протяженностью 701 км.
В настоящее время ведется реконструкция участка «гр. КНР – Майкапшагай – Калбатау» с завершением в 2023 году.
Пятый коридор, это «Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ на Барнаул», протяженностью 1 026 км, также является наиболее востребованным маршрутом, который обеспечивает транзит с Средней Азии и Китая через Казахстан в восточные регионы России и дальний восток.
В настоящее время ведется реконструкция автодороги «Талдыкорган – Усть-Каменогорск». В 2023 году планируется полное завершение работ по данному участку.
Участок «Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ» на Барнаул протяженностью 258 км планируется реконструировать в 2024-2026 гг.
Шестой коридор, это «Актобе – Кандыагаш – Макат-Атырау – гр. РФ на Астрахань», протяженностью 893 км.
Для западного региона данный коридор обеспечивает транзит стран Узбекистана и Туркмении по территории Казахстан, России на Европу.
Ведется реконструкция по участкам «Актобе – Кандыагаш» и «Атырау – Астрахань», где в 2022 году планируется открыть движение с полным завершением в 2023 году.
В текущем году будет завершена реконструкция участка «Кандыагаш – Макат – Атырау».
Седьмой коридор, это «Атырау – Уральск – Саратов», протяженностью 587 км.
Участок «Уральск – Саратов» протяженностью 100 км реконструирован в 2018 году.
По участку «Атырау – Уральск» протяженностью 487 км ведется разработка ПСД под 1 категорию с 4-х полосным движением. Начало строительно-монтажных работ запланировано поэтапно с текущего года, по мере завершения разработки ПСД.
Восьмой коридор, это ТРАСЕКА.
На сегодня в связи с геополитическим положением в России очень востребован транспортный коридор ТРАСЕКА, протяженностью 4 016 км.
Маршрут коридора пролегает по основной части коридора «Западная Европа – Западный Китай» и далее через Актобе и Доссор выходит к морским портам Казахстана.
Коридор обеспечивает транзит с Китая и стран Средней Азии через морской порт Актау и Курык на Кавказ и далее в Европу.
Как сообщил К. Ускенбаев, в текущем году из республиканского бюджета на реализацию проектов в автодорожной отрасли выделено 601 млрд тг. Ведется строительство, реконструкция и ремонт 11,5 тыс. км автодорог общего пользования.
В т.г. реализуется 18 автодорожных проектов, протяженностью 4,3 тыс. км, из которых 15 переходящих и 3 новых проектов.
«В соответствии с поручениями Главы государства в текущем году планируем начать разработку ТЭО на строительство автодороги «Бейнеу – Шалкар – Иргиз». По проекту «Подстепное – Федоровка» в т.г. из республиканского бюджета выделено 6 млрд тг на начало реализации 2-х участков, на остальные 2 участка планируется привлечение средств в рамках социальных инфраструктурных проектов западного региона «Карачаганак Петролеум Оперейтинг», — объяснил К. Ускенбаев.
В настоящее время совместно с Министерствами национальной экономики, энергетики и акиматом области проводится работа по пересмотру обязательств «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» для финансирования 2-ух участков дороги.
По проектам «Жезказган – Караганды и Семей – Усть-Каменогорск» рассматриваются разные варианты источников финансирования.
Поэтапное завершение разработки ПСД запланированы на 2022-2023 годы.
«В целях своевременной поставки битума мы совместно с Министерством энергетики и Агентством по защите и развитию конкуренции выстроили механизм работы между ресурсодержателями и подрядными организациями по прямой поставке дорожного битума с соответствующей ежемесячной разнарядкой. Общая потребность битума в текущем году составляет 1,1 млн тонн при этом мощность отечественных заводов составляет 1 млн тонн. в год. Наблюдается дефицит дорожного битума в объеме 200 тыс. тонн. Для покрытия имеющегося дефицита битума в стране предлагается снять ограничения по ввозу Российского битума. Для обеспечения вагонами западные регионы мы совместно с АО «НК» КТЖ» утвердили план по своевременной поставке инертных материалов», — пояснил К. Ускенбаев.
Между тем, на ремонт и содержание дорог республиканского значения в этому году предусмотрено 85 млрд тг:
Всего планируется охватить ремонтом 3 тыс. км дорог.
Капитальным ремонтом охвачено 650 км дорог, из них до конца года будет введено в эксплуатацию 47 км.
Средним ремонтом охвачено 2 323 км дорог, из них до конца года будет введено в эксплуатацию 632 км.
Согласно поручению Главы государства большое внимание уделяется восстановлению дорог Западно-Казахстанской области.
С 2020 года ведутся работы по капитальному ремонту автодорог «Казталовка – Жанибек – гр.РФ» (145 км) и «Униге – Бисен – Сайхин» (103 км), общей протяженностью 248 км.
С начала реализации завершены работы на 55 км.
На текущий год выделено 15 млрд тг, за счет которых планируется открыть движение еще на 119 км автодорог, итого будет обеспечено движение по новом покрытию на 174 км.
Полное завершение работ предусмотрено в 2023 году.
«В рамках второй задачи «Обеспечение внутренней транспортной связанности регионов с центром» мы продолжаем развитие местной сети автодорог. В 2022 году из республиканского и местного бюджета на финансирование местной сети выделено 367 млрд тг. За счет выделенных средств, всеми видами строительно-монтажных работ охвачено более 4,2 тыс. км автомобильных дорог местной сети области», — проинформировал К. Ускенбаев.
В целях обеспечения безопасности и комфортных условий проезда, а также снижения нагрузки на республиканский бюджет внедряется платность на участках, где проведена реконструкция с уширением проезжей части и после проведения дорожно-ремонтных работ.
Для дальнейшего перевода автодорог на самосодержание, рассматривается вопрос введения платности (для грузовых АТС) на участках автодорог II категории протяженностью 2,5 тыс. км после приведения их в нормативное состояние и с учетом общественного мнения. На сегодняшний день ведутся ремонтные работы (текущий и средний ремонт).
В целом, как уточнил министр индустрии, до конца 2025 года, согласно Национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» планируется дополнительно ввести платность на участках автодорог I и II категорий протяженностью 4 тыс. км по мере завершения их реконструкции.
Вопрос качества выполняемых работ и используемых дорожно-строительных материалов остается актуальным.
С начала текущего года экспертизой качества работ и материалов охвачены все автодорожные проекты по республиканской сети и 52% по местной сети.
Отобрано и испытано 3 299 проб дорожно-строительных материалов из которых не соответствует нормам – 503 проба
В целом, с начала года переустроены работы за счет собственных средств подрядчиков на сумму 51,2 млн тг.
2 компании технического надзора оштрафованы по решению территориальных ГАСК на общую сумму 2,1 млн тг, 1 аттестат технического надзора приостановлен на 6 месяцев.
В целях повышения контроля качества выполняемых работ в рамках проекта закона «О транспорте» вносятся следующие поправки:
Кроме этого, для обеспечения качества дорог ведется переработка более 1 тыс. нормативно-правовых актов и разработана методика по определению рейтинга акимов по качеству дорог, где ведется процедура его согласования и утверждения.
В заключение К. Ускенбаев отметил, что по итогам проводимых работ:
Своевременная и качественная реализация запланированных инфраструктурных проектов позволит в значительной мере улучшить автодорожную сеть страны, что в долгосрочной перспективе придаст мультипликативный эффект в развитии экономики страны.
Аким Алматинской области К. Бозумбаев сообщил, что в т.г. на ремонт дорог местного значения области выделено 59 млрд тг. Начат ремонт 500 км областных дорог и улиц в 150 населенных пунктах. К концу года доля областных дорог в хорошем состоянии достигнет 91 процента.
В рамках национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» до 2025 года планируется охватить всеми видами ремонта порядка 1700 км дорог.
По словам главы региона, в целях дальнейшей разгрузки транспортных выходов из г. Алматы намечена реконструкция дорог верхней Каскеленской трассы и Талгарского тракта с доведением до первой категории.
«Будут построены шесть пробивок к БАКАД. Начаты работы по строительству улиц Саина, Абая, Рыскулова, Северное полукольцо. В этом году выделено 8,5 млрд тг. Данные меры позволят к 2025 году довести долю дорог областного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95%», — проинформировал аким региона.
К. Бозумбаев также остановился на одном проблемном участке дороги республиканского значения.
«С 2021 года ведется капитальный ремонт перевала Алтын Эмель автомобильной дороги «Сарыозек – Коктал». Эта дорога соединяет областной центр с приграничной зоной «Хоргос» через Кербулакский, Панфиловский районы. Дорожное покрытие разрушено на 90%. Общая стоимость проекта – 7 млрд тг, из них в текущем году выделен всего 1 млрд тг», — сказал аким области.
С 2017 года ведется реконструкция автомобильной дороги «Талдыкорган – Ушарал» протяженностью 313 км. На сегодняшний день произведено устройство асфальтобетонного покрытия 280-ти км (89%). С начала строительного сезона на оставшихся 33-х км дороги работы не ведутся.
«В ходе встреч с населением Аксуского, Сарканского и Алакольского районов я объехал весь участок дороги, который проходит через 5 крупных населенных пунктов. Жителями обоснованно поднимаются вопросы ненадлежащего содержания дороги, страдает малый и средний бизнес. Объездные дороги в изношенном состоянии, в зимний период снег не убирался, образовалось множество ям, поливомоечные работы не ведутся. Реконструкцию оставшегося участка дороги необходимо начать немедленно», — резюмировал К. Бозумбаев.