Поиск по сайту

Государственно-частное партнерство

Круглый стол

В ноябре 2015 года в Послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства отметил чрезвычайную важность оптимизации бюджетных расходов в период кризисных явлений в экономике.

Именно в таких условиях в связи с уменьшением бюджетных затрат на строительство новых и реконструкцию действующих социальных объектов назревает необходимость активного применения механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

ГЧП - это взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства, посредством реализации общественно значимых проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, а также инфраструктурных проектов.

К преимуществам ГЧП относится:

  • улучшение качества предоставляемых услуг для населения;
  • снижение инвестиционной нагрузки на государство;
  • развитие инициатив частного сектора;
  • увеличение социальной ответственности бизнеса.

Использование механизмов ГЧП в Казахстане для обеспечения потребностей населения в социальных и иных услугах началось сравнительно недавно.

Первым законодательным актом, регулирующим правоотношения при реализации проектов в сфере ГЧП, являлся принятый в 2006 году Закон «О концессиях», который предусматривал единственную форму ГЧП - контрактную.

Пионерами ГЧП в стране стали проект «Строительство межрегиональной линии электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область», связавший север и запад Казахстана в рамках единой энергосистемы, и проект «Строительство железнодорожной линии «Шар - Усть-Каменогорск», напрямую связавший восток с центральной частью страны, минуя транзит по территории России.

В целях активного вовлечения бизнеса в реализацию общественно значимых проектов, в октябре 2015 года принят Закон «О государственно-частном партнерстве», регламентирующий взаимодействие заинтересованных сторон, позволяющий расширить возможности развития ГЧП.

В дополнение к «контрактной» форме введена возможность реализации проектов ГЧП институциональным способом. Их финансирование может производиться за счет собственных средств бизнеса, средств государственного бюджета и национальных компаний.

Реализация проектов ГЧП может осуществляться во всех сферах экономики, за исключением объектов не подлежащих к передаче в ГЧП определенныхУказом Президента Республики Казахстан.

Существенно расширен круг участников ГЧП. Открыты возможности для инвесторов, частных и национальных компаний. Повышена самостоятельность местных исполнительных органов, в компетенцию которых переданы вопросы разработки, экспертизы и реализации региональных проектов стоимостью до 8,5 млрд. тенге.

При этом ожидается вовлеченность новых субъектов, что усилит привлекательность и перспективность проектов ГЧП. Непосредственно для бизнеса открыт новый и достаточно обширный рынок. Если ранее в качестве объекта ГЧП рассматривалась лишь недвижимость, то теперь это и различные технологии, инновации и объекты интеллектуальной собственности.

Государство предлагает частному сектору полный цикл реализации проекта, начиная от идеи, проектирования, финансирования, создания до последующего его обслуживания. До принятия Закона «О государственно-частном партнерстве» государство осуществляло капитальные затраты и закуп по обслуживанию объектов, а теперь возможен переход к сервисной модели, изначально предусматривающей только закуп услуг.

Также действенной мерой по повышению привлекательности социальных проектов будет являться государственная поддержка в виде гарантии потребления, которая дает возможность размещать государственный заказ в социальной сфере на среднесрочной и долгосрочной основе.

Предусмотрена возможность для предпринимателей, имеющих в собственности готовые объекты представляющие интерес для государства (детский сад, медучреждение, спортивный клуб, дом культуры). Владелец вправе инициировать проект и, в случае отсутствия альтернативных предложений, заключить договор ГЧП без проведения конкурса на основании прямых переговоров.

Вместе с тем, наиболее привлекательными моментами для бизнеса являются возможность компенсации инвестиционных и операционных затрат, а также применение механизмов субсидирования по товарам, работам и услугам, производимых в рамках этого проекта предусмотренных действующим законодательством. В качестве гарантий возвратности вложенных средств бизнесу государством предоставляется защита от секвестрования принятых обязательств в рамках договоров ГЧП и гарантия потребления услуг.

Социально-предпринимательские корпорации, являясь национальными компаниями, могут участвовать в проектах ГЧП в институциональной форме, то есть предполагающей создание для реализации проектов ГЧП специальных совместных предприятий.

В настоящее время СПК осуществляет финансирование проектов путем передачи активов в уставный капитал действующих или создаваемых предприятий. На постоянной основе ведется поиск инвесторов и партнеров для реализации совместных перспективных проектов.

На данном этапе в период становления ГЧП наиболее привлекательным вариантом для обеих сторон можно считать институциональную форму ввиду совместной реализации проекта.

Общий порядок реализации проектов ГЧП выглядит следующим образом: государственными органами выявляются потенциальные объекты, прорабатываются и отбираются оптимальные схемы взаимодействия участников, производится одобрение варианта, конкурсный отбор потенциальных партнеров, заключаются договора (контракты) ГЧП и осуществляется реализация проекта, мониторинг проекта, по окончании реализации проекта в зависимости от договоренностей созданные активы передаются либо государству, либо бизнесу.

На сегодняшний день в Костанайской области разработаны концепции по 15 проектам, имеющим первоочередное значение.

В случае заинтересованности по всем вопросам вы можете обратиться в Центр государственно-частного партнерства АО «Социально-предпринимательская корпорация «Тобол», к функциям которого относится:

  • Разработка концессионных предложений и концепций
  • Разработка конкурсных документаций и проектов договоров
  • Разработка ТЭО и ФЭО с последующим сопровождением
  • Маркетинговый и финансовый анализы, разработка финансовой и институциональной моделей
  • Выработка рекомендаций по различным вариантам реализации проектов
  • Привлечения финансирования из государственного бюджета
  • Привлечения институтов развития и банков второго уровня
  • Согласование с государственными органами
  • Сопровождение инвестиционных проектов и ГЧП проектов
  • Участие в переговорном процессе


Проекты государственно-частного партнерства можно посмотреть в разделе "Паспорта инвестиционных проектов", отрасль "Государственно-частное партнерство".


Бизнес-партнеры

Контакты:

Республика Казахстан, 110000,
Костанайская область,
г. Костанай, ул. Дулатова, 68
тел. 8 (7142) 54 14 27
e-mail:moldakalikov@spk-tobol.kz